Hududlarning investitsion jozibadorligi reytingi

Введение 

В настоящее время в стране реализовывается комплекс мер по усилению индивидуальной ответственности руководителей органов исполнительной власти на местах по организации ускоренной реализации предпринимательских инициатив и проектов, налаживанию системы диалога с населением, предпринимателями и инвесторами, улучшение уровня жизни и трудоустройства населения, обеспечению всестороннего экономического развития регионов.

На данный момент в стране отсутствует инструмент, который оценивал бы инвестиционную привлекательность регионов, включая деятельность государственных органов на местах.

Для комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов и создания здоровой конкуренции по привлечению инвестиций, между регионами разработана методика оценки «национального рейтинга инвестиционного климата регионов Республики Узбекистан», основной целью которой является оценка эффективности деятельности государственных органов по решению задач в сфере улучшения инвестиционного климата и создания благоприятных условий для ведения бизнеса.

Основными задачами рейтинга являются:

  • определение уровня инвестиционной привлекательности регионов республики и проблем в данной сфере;
  • выявление государственных органов, в том числе на местах, деятельность которых требует оптимизации и/или реформ;
  • оценка инвестиционного потенциала и эффективности реализации операционных и стратегических задач, направленных на улучшение инвестиционного климата региона; 
  • стимулирование и повышение эффективности привлечения иностранных инвестиций;
  • увеличение притока инвестиций (как местных, так и иностранных) в регионы;
  • выявление лучших практик в принятии управленческих решений, позволяющих добиться наиболее высоких результатов в развитии инвестиционного климата региона;
  • разработка предложений/рекомендаций по улучшению инвестиционного климата регионов республики;
  • создание системы мотивации для органов государственной власти на местах.

При разработке данной методики учитывался зарубежный опыт анализа и составления инвестиционной привлекательности различных стран, в том числе регионов, и была учтена специфика регионов Республики Узбекистан. 

Методика 

Рейтинг имеет интегральный индекс, который формируется из двух направлений: инвестиционный потенциал и эффективность администрирования, имеющие удельные веса 70 % и 30 % соответственно.

Инвестиционный потенциал – оценивает количественные характеристики, учитывающие насыщенность территории региона такими факторами, как трудовые, земельные и природные, финансовые, технологические и инновационные ресурсы, инфраструктура и конкурентоспособность региона. 

Эффективность администрирования – оценивает оперативные действия государственных властей на местах, по обратной связи предпринимателей, по эффективности регуляторной среды для старта бизнеса и его защищённости, а также по оценке качества и доступности ресурсов. 

Инвестиционный потенциал – IP

Инвестиционный потенциал региона формируется из 6 факторов, имеющие соответствующие удельные веса:

  • Трудовые ресурсы (IP_LP – 18%) – совокупность показателей, представляющая ту часть населения региона, обладающую физическим развитием и интеллектуальными способностями, необходимые для трудовой деятельности, включая темпы роста безработицы региона;
  • Земельные и природные ресурсы (IP_LN – 10%) – обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов и полезных ископаемых, распределением орошаемых земель, а также земли для промышленности;
  • Финансовые ресурсы и поддержка (IP_FRS – 18%) – характеризует «условный объем денежной массы» в регионе, его стоимость и количество институтов, предоставляющие данные услуги, включая налоговую поддержку;
  • Технологические и инновационные ресурсы (IP_TI – 18%) – оценивается на основе данных о количестве работников в научно-исследовательской сфере, финансовых затрат на научные исследования и разработки, а также инновационной активности;
  • Инфраструктура (IP_I – 18%) – совокупность показателей, оценивающих инфраструктурную обеспеченность региона (развитость транспортной, коммунальной сети и связи) включая свободные экономические (СЭЗ) и малые промышленные зоны (МПЗ);
  • Конкурентоспособность (IP_C – 18%) – комплекс показателей, отвечающих за товаропроизводительность на внутреннем рынке, товарооборот региона, также количество предприятий с условным жизненным циклом.

Инвестиционный потенциал районов/городов формируется из 5 факторов, имеющих соответствующие удельные веса:

  • Трудовые ресурсы (IP_LP – 22,5%) 
  • Земельные и природные ресурсы (IP_LN – 10%) 
  • Финансовые ресурсы и поддержка (IP_FRS – 22,5%) 
  • Инфраструктура (IP_I – 22,5%) –
  • Конкурентоспособность (IP_C – 22,5%) 

Эффективность администрирования – AE

Эффективность администрирования региона, а также районов/городов складывается из 3 факторов, каждый из которых имеет равные веса (приложение №2б):

  • Регуляторная среда (AE_RE) – субпоказатели эффективности предоставления государственных услуг для старта и ведения бизнеса. 
  • Институты и организации для ведения бизнеса (AE_IOB) – оценивает наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды. 
  • Инфраструктура и ресурсы (AE_IR) – оценивает качество и уровень развития инфраструктуры, а также доступность ресурсов для благоприятного ведения бизнеса.  

Рейтинг регионов и районов/городов формируется из 55 и 56 показателей (включая субпоказателей) по региону, и из 54 и 56 показателей (включая субпоказатели) по районам/городам соответственно, получение которых осуществляется путем проведения опросов предпринимателей (инвесторов), а также с использованием статистических данных. 

Инвестиционный потенциал 

Эффективность администрирования 

Задача: оценка показателей на основании статистических данных государственных органов за 2022 год, в частности о:

  • Насыщенности трудовыми, земельными, природными, финансовыми, технологическими и инновационными ресурсами
  • Наличии инфраструктуры
  • Конкурентоспособности, исходя из показателей, оценивающих экономический результат, таких как: демографии предприятий и организаций, объем внешней торговли и т. д.

В оценку инвестиционного потенциала включено 56 и 43 показателея, для регионов и районов/городов (включая субпоказатели) соответственно

Задача: изучение мнений предпринимателей об удобстве ведения бизнеса в регионе, в частности о: 

  • Эффективности государственных услуг для бизнеса
  • Наличии и качестве инструментов защиты бизнеса
  • Уровне развития и качестве инфраструктуры
  • Доступности финансовых и нефинансовых ресурсов

Предпринимателями оценено 54 субпоказателя. 

 

 

 

Всего предпринимателями заполнено 16 686 анкет

 


Выборка (опросные данные)

54 субпоказателя образуются путем проведения опросов предпринимателей и инвесторов. Выборка формировалась из объединённых баз данных, предоставленной «Налоговым комитетом при Кабинете Министров Республики Узбекистан» и «Агентством Статистики при Президенте Республике Узбекистан». Респонденты определяются путём вероятностного отбора из генеральной совокупности с помощью многоступенчатого пропорционального стратифицирования. В структуру выборочной совокупности закладываются такие критерии репрезентативности, как размер предприятия (микро, малый и крупный) и виды экономической деятельности согласно ОКЭД-2. При формировании выборки учитывалось количество действующих субъектов предпринимательства в районах и городах Республики Узбекистан, соответственно количество респондентов по каждому району и городу могло варьироваться, исходя из данного количества. 

При определении размера выборки доверительный интервал должен быть не менее 99% и максимальный уровень статистической погрешности (ошибки выборки) должен быть не более 10%.

Для расчёта выборочной совокупности для проведения исследования была применена формула (1) для расчёта простой случайной бесповторной выборки, которая с вероятностью 50/50 позволяет каждому предприятию (юридическому лицу) попасть в выборку. Учитывая большой размер генеральной совокупности (643 136 предприятий по РУз), охват предприятий включает несколько ступеней отбора: район, вид деятельности (ОКЭД-2) и размер. 

n=(Z^2 pq)/∆^2   (1)

где:

n – необходимая выборка

Z – доверительный интервал, Z коэффициент 99% равен 2,58

p – 0,5 

q – 0,5

∆ - предельная ошибка выборки равна 0,01

Таким образом, необходимое количество респондентов равняется 16 641. Однако, учитывая высокий уровень отказов и недостижимости в секторе B2B, закладывается порядка 50% недоступности/неответов (non – response rate). Кроме того, существует вероятность предоставления некачественных/неполных данных при ответах на вопросы анкеты, которые могут повлиять на искажение данных и впоследствии увеличить предельно допустимую ошибку сбора качественных данных за счёт значительных отклонений от нормального распределения выборочной совокупности в репрезентативных пределах генеральной совокупности. В связи с этим, закладывается корректировка на «брак» заполненных анкет в размере 10% от общего количества выборки. Таким образом, размер выборочной совокупности корректируется на 27 460 респондентов.

Портрет респондентов:

Структура выборки предпринимателей по региону соответствует структуре активных юридических лиц по регионам РУз: 


Регион/Район/Город

Кол-во активных юр. лиц, ед., 1 января 2023 года

Доля активных юр. лиц по регионам, %

План основной выборки предприятий, с учётом отказов и прерванной квотой ед.

Факт результативных, ОК анкет, без учёта отказов и прерванной квотой ед.

Республика Узбекистан

592 371

100,0%

27 460

16 741

Республика Каракалпакстан

26 692

4,5%

1 237

802

Андижанская область

44 658

4,5%

2 070

1 342

Бухарская область

33 686

7,5%

1 562

1 027

Джизакская область

25 847

4,4%

1 198

827

Кашкадарьинская область

41 612

7,0%

1 929

1 391

Навоийская область

25 179

4,3%

1 167

672

Наманганская область

36 914

6,2%

1 711

1 028

Самаркандская область

54 163

9,1%

2 512

1 554

Сурхандарьинская область

31 427

5,3%

1 457

942

Сырдарьинская область

17 259

2,9%

800

546

Ташкентская область

55 472

9,4%

2 571

1 538

Ферганская область

52 746

8,9%

2 445

1 585

Хорезмская область

28 904

4,9%

1 340

772

город Ташкент

117 812

19,9%

5 461

2 715


Структура выборки предпринимателей по размерам предприятия соответствует структуре активных юридических лиц по размерам в регионах РУз:

Регион/район/город

План основной выборки предприятий, с учётом отказов и прерванной квотой ед.

ФАКТ
 Количество результативных, ОК анкет, без учёта отказов и прерванной квотой ед.


 ФАКТ
 Размер предприятия, доля от общего кол-во предприятий %


 ФАКТ
 Основная выборка по категории размер предприятия, ед.

Микро

Малое

Крупное

Микро

Малое

Крупное

Республика Узбекистан

27460

16741

87%

8%

5%

14569

1377

795

Республика Каракалпакстан

1237

802

89%

8%

3%

715

62

25

Андижан

2070

1342

87%

8%

5%

1167

110

65

Бухара

1562

1027

89%

7%

4%

917

71

39

Джизак

1198

827

93%

4%

3%

766

37

24

Кашкадарья

1929

1391

93%

4%

3%

1288

58

45

Навои

1167

672

88%

8%

4%

589

52

31

Наманган

1711

1028

80%

13%

7%

825

135

68

Самарканд

2512

1554

91%

6%

3%

1422

89

43

Сурхандарья

1457

942

90%

6%

4%

848

59

35

Сырдарья

800

546

89%

7%

4%

490

36

20

Ташкент

2571

1538

85%

8%

7%

1309

128

101

Фергана

2445

1585

76%

16%

8%

1206

247

132

Хорезм

1340

772

87%

8%

5%

668

62

42

Город Ташкент

5461

2715

87%

9%

5%

2359

231

125

Структура выборки предпринимателей по сфере деятельности соответствует структуре предприятий по сфере деятельности по регионам РУз – см. Приложение №2 (Таблица №3)

Структура выборки предпринимателей по районам и городам соответствует структуре активных юридических лиц по районам и городам РУз - см. Приложение №2 (Таблица №1)

Структура выборки предпринимателей по размерам предприятия соответствует структуре активных юридических лиц по размерам в районах и городах РУз – см. Приложение №2 (Таблица №1)

Структура выборки предпринимателей по сфере деятельности соответствует структуре предприятий по сфере деятельности по районам и городам РУз – см. Приложение №2 (Таблица №3)

Методика расчёта 

Во время проведения рейтинга собираются исходные данные, необходимые для расчёта и анализа в натуральных величинах. В связи с тем, что в исходных данных могут быть несколько характерных проблем (выбросы, пропущенные данные и т. д.), проводится стандартная работа с исходными данными: чистка массива данных, обработка выбросов, восстановление пропущенных данных (при необходимости) и приведение всех показателей и субпоказателей к единой шкале от 0 до 1 (нормирование). 

При работе со статистическими данными: 

Данные были получены от различных министерств и хокимиятов. При анализе необходимо было учитывать следующее:

  • Балансовые и вне балансовые ресурсы есть не во всех районах и городах, соответственно там, где они отсутствуют, ставится «ноль».
  • СЭЗ и МПЗ также существуют не во всех районах и городах страны, соответственно там, где их нет, ставится «ноль».

Все статистические данные по Давлатабадскому и Янги наманганскому району добавлены в статистические данные города Наманган, так как не все ведомства вели их раздельно до сегодняшнего дня.   

При работе с опросными данными

Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных "опрос-числовые параметры". К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство. Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2 сигма, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения. Расчёт стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения. 

Попадание в 2% хвост распределения не является жёстким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных. Например, если при определении выбросов изначальным методом систематически обнаруживаются ответы, которые явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3%, и оценить результат.

Затем, в связи с тем, что значения всех критерий и субпоказателей разные, необходимо приведение их к единой шкале от 0 до 1 (0 – наихудший, 1 – наилучший) по следующим формулам:

Х_norm=(X_ij-X_min)/(X_max-X_min ) (2) – если показатель является возрастающим. (Имеется прямая связь). 

Х_norm=1-(X_ij-X_min)/(X_max-X_min ) (3) – если показатель является убывающим. (Имеется обратная связь).

где:

  – Субпоказатель/показатель «i» «j» района/города/региона

  – Минимальное значение субпоказателя/показателя 

  – Максимальное значение субпоказателя/показателя

В случае, если известны теоретические границы, минимальное и максимальное значения определяются данными границами (как в случае с критериями оценки по субпоказателю «удовлетворительность» и «доля»).

В случае с показателями, где нет известных границ:

При определении рейтинга по определенному региону минимальное значение определяется как наименьшее значение районов/городов по данному региону. По опросным данным, где средневзвешенное минимальное значение региона превышает это среднее наименьшее значение региона, минимальным значением выбирается это среднее наименьшее значение региона. При определении рейтинга по республике проводятся аналогичные расчёты только по регионам.     

При определении рейтинга по определенному региону максимальное значение определяется как среднее наибольшее значение районов/городов по данному региону. По опросным данным, где средневзвешенное максимальное значение региона превышает это среднее наибольшее значение региона, максимальным значением выбирается это средневзвешенное значение региона. При определении рейтинга по республике проводятся аналогичные расчеты только по регионам.    

Высчитывается средняя (средневзвешенная, если подразумевается взвешивание) на каждом уровне оценки. Оценка субпоказателя – это средняя оценка критериев, оценка показателя – это средняя оценка субпоказателей, оценка фактора – это средняя оценка показателей, оценка направления – это средняя оценка факторов.

Расчёт интегрального рейтинга, который представляет из себя средневзвешенную оценки направлений эффективности администрирования (AE) и инвестиционного потенциала (IP), рассчитывается по следующей формуле:

Х_norm=(X_ij-X_min)/(X_max-X_min ) (4)

где: 

w – является весом 70% и 30% направлений инвестиционного потенциала и эффективности администрирования соответственно.       


Итоговый рейтинг

Согласно результатам в рейтинге «Инвестиционнаго климата Республике Узбекистан» за 2022 год лидирует город Ташкент набрав 69,09%, как и в предыдущем году. Вместе с тем Сурхандарьинской области необходимо улучшение бизнес-среды, ресурсов и инфраструктуры так как в рейтинге он занимает последнее место. Ниже в графике и в таблице можно ознакомится с набраннами баллами и соответствующими местами.

 

Наименование региона

Инвестиционный потенциал

Эффективность администрирование

Итоговый рейтинг

Балл

Место

Балл

Место

Балл

Место

город Ташкент

71,44%

1

63,62%

12

69,09%

1

Навоийская область

38,48%

2

65,03%

11

46,44%

2

Ташкентская область

34,87%

3

63,62%

13

43,50%

3

Самаркандская область

32,91%

4

65,78%

7

42,77%

4

Бухарская область

31,35%

6

66,11%

6

41,78%

5

Андижанская область

32,23%

5

63,21%

14

41,53%

6

Ферганская область

29,33%

8

67,28%

4

40,71%

7

Республика Каракалпакстан

29,47%

7

66,32%

5

40,53%

8

Сырдарьинская область

28,11%

9

65,26%

10

39,26%

9

Хорезмская область

26,76%

10

67,36%

3

38,94%

10

Кашкадарьинская область

23,96%

12

67,37%

2

36,98%

11

Джизакская область

22,91%

14

68,80%

1

36,68%

12

Наманганская область

24,28%

11

65,55%

8

36,66%

13

Сурхандарьинская область

23,33%

13

65,57%

7

36,01%

14


Яккасарайский район стал лидером по данному рейтингу среди 206 районов и городов страны. Он является лидером по направлению «инвестиционный потенциал» и занимает 113 место по «эффективности администрирование». Хатырчинский район Навоинсукий области занимает 206 место по Республике набрав 27,22. По направлениям «инвестиционный потенциал» и «эффективность администрирование» район находится на 202 и 204 местах соответственно. 


Наименование региона

Инвестиционный потенциал

Эффективность администрирование

Итоговый рейтинг

Балл

Место

Балл

Место

Балл

Место

Яккасарай

43,96

1

66,62

113

50,76

1

Янги Хаёт

43,28 

2

66,41 

120

50,22 

2

Юнусабад

42,91 

3

61,89 

176

48,61 

3

Миробод

41,52 

4

64,01 

160

48,27 

4

Алмазар

37,45 

5

68,02 

90

46,62 

5

Бектемир

36,94 

7

65,66 

133

45,55 

6

Караулбазар

36,54 

10

66,28 

123

45,46 

7

Сергелий

37,40 

6

62,43 

171

44,91 

8

Янгийер

35,11 

13

67,08 

105

44,70 

9

Шайхантахур

36,82 

8

61,58 

178

44,25 

10

Шаҳрисабз

16,72 

178

60,60 

185

29,88 

197

Узун

17,94 

157

57,54 

200

29,82 

198

Пахтаабад

16,04 

189

61,60 

177

29,71 

199

Нукус

17,89 

160

57,26 

201

29,70 

200

Чиракчи

14,53 

204

64,17 

156

29,42 

201

Бўзатов 

16,01

191

59,85

192

29,16

202

Музработ

15,85

195

58,81

196

28,73

203

Амударья

13,11

206

65,04

141

28,69

204

Кегейли

15,97

192

58,24

197

28,65

205

Хатырчи

14,78

202

56,25

204

27,22

206